Миниатюры Рафаэля «Сон рыцаря» и «Три грации» (ок. 1504)
Первый флорентийский период (1504-1508)
Неизвестно, кто заказал изящный диптих, включающие две миниатюрные картины «Три грации» (1504-1505, Шантийи, Музей Конде) и «Сон рыцаря» (ок. 1504, Лондон, Национальная галерея). Беген в 1984 г. предполагожил, что они были написаны в 1504-1505 годах для Франческо Мария делла Ровере, сына Джованны Фельтриа и наследника престола урбинских герцогов.
Эти простодушные, еще ученически робкие вещи отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов творчества дарования Рафаэля раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная художественная тема. Такое же внутреннее равновесие озаряет написанную годом или двумя позже знаменитую эрмитажную «Мадонну Конестабиле».
Влияние первого учителя Тимотео Вити, придворного живописца урбинского герцога, можно увидеть в таких деталях, как широкие руки и ноги, и томный поворот головы, а также робкое, мелочное выполнение и наивная неподвижность фигур определяют их, как работы незрелой юности Рафаэля. Конец века, как мы увидим, застал Рафаэля в Перуджи, так что эти две картины, а также «Архангел Михаил», должны были быть написаны ранее, чем он достиг семнадцатилетнего возраста.
Отсылающий к древним текстам «Сон рыцаря» представляет собой выбор между Палладой и Венерой, то есть между добродетелью и удовольствием. Рыцарь - мечтательный юноша изображен на фоне прекрасного пейзажа. Он исполнен грации, может быть еще недостаточно мужественной, но уже сочетающейся с каким-то внутренним равновесием, душевным спокойствием.
Составляющие диптих с предыдущей картиной, «Три грации» символизируют бессмертие, ибо в руках у них золотые яблоки Гесперид из древнего мифа. Картина «Три Грации», очевидно, была внушена античной камеей, была куплена в 1885 г. герцогом Омальским из коллекции лорда Дедли за 25 000 фунтов стерлингов, это единственная в своем роде цена за произведение, написанное шестнадцатилетним мальчиком.