«Коронование Богоматери», или «Алтарь Одди», Рафаэль (1502-1503)
Ранние картины Рафаэля (до 1504)
Молва о таланте молодого художника распространялась. На протяжении десяти лет слава Перуджино стала тускнеть в лучах восходящей звезды его бывшего ученика.
Из ранних работ Рафаэля на религиозную тематику привлекает внимание «Алтарь Одди» (1502-1503, Ватикан, Пинакотека), снискавший громкий успех. Первоначально алтарный образ находился в капелле Маддалены дельи Одди церкви Сан Франческа в Перуджи. Примечательно, что некоторое время Рафаэль будет работать по заказу семьи Бальони, злейших политических врагов Одди.
В том же 1503 году, когда алтаный образ занял свое место в капелле семьи Одди, настоятельница монастыря Монтелуче, увидев картину, заказала еще одну на тот же сюжет этому «лучшему из мастеров, которого порекомендовало большинство горожан [...], знакомых с его произведениями». Правда, сестрам пришлось подождать до 21 июня 1525 года, чтобы увидеть свою картину, выполненную уже не Санцио, к тому времени покойным, но его учениками.
На центральной панели находится сцена «Коронование Богоматери», на пределле изображены сцены, в каждой присутствует фигура Богоматери, облаченная в традиционный синий плащ:
«Благовещение»
«Введение во Храм»
«Поклонение Волхвов»
Если сравнить верхнюю часть «Коронование Богоматери» Рафаэля, можно увидеть заимствования из произведения Перуджино «Вознесение Богоматери». Однако жесткое композиционное решение алтарного образа и пределлы вместе с тщательной прописанностью лиц свидетельствуют о том, что ученик постепенно превосходит манеру учителя. Почти буквальное подражание было лишь преходящей фазой, тогда как постоянными приобретениями для его искусства остались великий урок воздушной перспективы, уже в этих ранних работах просматривается отпечаток первых посещений Рима и Флоренции. Вероятно, Рафаэль, желая познать мир и расширить свои горизонты, еще в ранние годы путешествовал за пределами Умбрии и Марке и побывал в Венеции, Падуе, Флоренции, Орвьето и даже в Риме.
В 1502 г. Перуджино вернулся во Флоренцию, а Рафаэль, вероятно, вступил в штат помощников Пинтуриккио. По словам Вазари, замечательная возможность была предоставлена ему другом Пинтуриккьо, который, «зная его как великолепного рисовальщика» (Вазари), взял его с собой в Сиену, где должен был расписать прилегающую к собору библиотеку сюжетами гуманиста Энег Сильвио Пикколомини, и Рафаэль сделал рисунки для фресок Пинтуриккьо в библиотеке Пикколомини в Cиeнe, и к картинам «Встреча Фридриха III с Элеонорой Португальской» (ныне в коллекции Баль дески в Сиене) и «Отъезд на Базельский Совет» (галерея Уффици).
В опровержение этого сообщения Вазари исследователи приводят тот факт, что в это время Рафаэль написал своих первых мадонн, в т.ч. «Мадонну Конестабиле», во многом напоминающую картину Перуджино «Мадонна с гранатом», и две картины, находящаяся в берлинском музее.