Картина Рафаэля «Портрет беременной женщины, или Донна Гравида» (1505-1506)
Первый флорентийский период Рафаэля (1504-1508)
Ранние портреты Рафаэля
Женский портрет Рафаэля, известный с начала XIX века под названием «Беременная» (1505-1506, Флоренция, галерея Питти), написан одновременно или чуть раньше портретов супругов Дони. Все три портрета дают великолепное представление о нарядах эпохи.
Ценность и привелкательность портретов Рафаэля состоит, прежде всего в том, что в них наиболее ощутимо видны реалистические основы всего его искусства.
В портрете привлекает благородство идеала человека, воплощенного в конкретном, узнаваемом облике людей эпохи Возрождения. Рафаэль тщательно выписывает платье, украшения, особенно головной убор женщины. Квадратный вырез платья, резко отчерченный черной лентой, контрстирует с округлой формой лица и живота молодой женщины. Левая рука, внимание к которой привлекается украшениями, возложена на живот, подчеркивает факт беременности женщины. Красные рукава платья также акцентриуют внимание на нижней части картины. Похожее цветовое решение впоследствии было использовано и в портрете кардинала Федра Ингирами, библиотекаря папы Льва X.
Лицу придано выражение строгое, спокойное, приподнятые брови придают немного удивленное выражение. Взгляд погружен в себя. Рафаэль в своем произведении подчеркнул хрупкость и в то же время гордость женщины, готовившейся стать матерью.
Рафаэль мастерски отобразил самоуглубленное состояние молодой матери, и, хотя многие великие живописцы изображали беременных женщин, рафаэлевская картина является шедевром среди них.