Рафаэль Санти (1483-1520)  / www.RafaelSanti.ru

... на главную



Раннее творчество Рафаэля
(до 1504)

Первый флорентийский период
(1505-1506)

Умбрийский период
(1505-1508)

Второй флорентийский период
(1507-1508)

Ранние портреты

Римский период
(1508-1520)

Станцы Ватикана
(1508-1511)

Портреты зрелой поры Рафаэля

Крайний рубеж творчества


"Распятие"

"Распятие" (1503 г. Лондон, Национальная галерея) - одна из выдающихся ранних работ Рафаэля, привлекшая к талантливому юноше внимание богатых покровителей и заказчиков.

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Евангелие от Матфея 27:45-50

Характер изображения на картине "Распятие" далек от драматизма, скорее лирические и одухотворенный.

Распятого окружают грациозные ангелы, собирающие в чаши капли драгоценной Крови Спасителя. Они касаются кончиками пальцев легких облачков, легко паря над землей. Длинные ленты их поясов закручиваются, завитки заполняют пространство между крестом и фигурами ангелов, подчеркивая их сопричастность к распятию.

Все лица на картине дышат покоем и умиротворением. Коленопреклоненные фигуры старца и Марии Магдалины у подножия креста значительно крупнее ангелов. Их лица обращены к страдающему Христу с надеждой и ожиданием. Они образуют единую композиционную группу с фигурой Христа, это подчеркнуто близким цветовым решенем, а также сходными размерами изображенных фигур. Этим приемом художник стремится подчеркнуть человеческую природу Спасителя.

Две женщины по сторонам от креста - с печальными и отрешенными лицами. Слева, скорее всего, в темном одеянии изображена скорбящая Мария.

Линия горизонта, пейзаж на заднем плане, разделяют картину на две части - земную и небесную. Над крестом симметрично расположены, на фоне облаков, солнце и луна, с человеческими ликами, вглядывающиеся в зрителя.

Вазари пишет, что если бы "Распятие" не было подписано Рафаэлем, его вполне можно было приписать кисти Перуджино. Фон картины словно представляет собой подход к Флоренции со стороны Умбрии - важное свидетельство того, что Рафаэль в молодости побывал в столице Тосканы.

Распятие. Рафаэль   Распятие. Перуджино

В картинах Рафаэля той эпохи легко проследить целые группы, заимствованные у старшего мастера. В раннем "Распятии" Рафаэля могое повторяет картину с тем же сюжетом у Перуджино в церкви Св. Августина в Cиeнe.

Слева: Распятие. Рафаэль. 1502-1503 гг. Лондон, Национальная галерея. Справа: Распятие. Перуджино. 1503-1506. Сант Агоситно, Сиена.

предыдущая / главная /  следующая страница


 
     
 

© Все права сохранены. RafaelSanti.ru