Флорентийские Мадонны Рафаэля

Первый флорентийский период Рафаэля (1504-1508)

Во время пребывание Рафаэля во Флоренции, наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника переживает самые глубокие сдвиги. Мадонны Рафаэля взрослеют, становятся содержательнее, наполняются совершенно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, которая была вовсе неведома его ранним, перуджинским мадоннам. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением Мадонны с Младенцем относятся именно к этому период.

Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой Рафаэль придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в картинах, написанных примерно в те же годы.

1504-1506

«Мадонна дель Грандука» (1504, Флоренция, галерея Питти),

«Малая Мадонна Каупера» (1504-1505, Национальная галерея, Вашингтон)

«Мадонна Террануова» (1504-1505, Государственный музей, Берлин)

«Мадонна на лугу, или Мадонна в зелени, или Бельведерская Мадонна, или Мадонна дель Прато» (1506, Художественно-исторический музей, Вена), предназначалась Таддео Таддеи, близкому другу художника, который, по словам Вазари, «всегда хотел видеть его в своем доме и за своим столом».

1507-1508

«Мадонна со щегленком, или Мадонна дель Карделлино» (1507, Флоренция, Уффици), предназначалась Лоренцо Нази.

«Прекрасная садовница, или Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (1507-1508, Париж, Лувр), предназначалась, вероятно, сиенцу Филиппо Сергарди

«Мадона Бальдаччино, или Мадонна под балдахином» (1507-1508, Палаццо Питти, Флоренция).

Менее известные Мадонны Рафаэля Флорентийского периода

«Большая Мадонна Каупера» (1508, Национальная галерея, Вашингтон)

«Мадонна Темпи» (1507-1508, Старая пинакотека, Мюнхен)

«Мадонна Эстерхази», или «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (1508, Музей изобразительных искусств, Будапешт)

«Бриджуотерская Мадонна» (1507, Национальная галерея, Эдинбург)

«Мадонна с безбородым Иосифом» (1506, Эрмитаж, Санкт-Петербург)

А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Они отмеченные новыми, более сложными композиционными исканиями и высоким мастерством, идущим от четкой живописной традиции флорентийской школы. В их прекрасных образах вылилась душа молодого Рафаэля.

Плавность линий, ясность колористических отношений, четкость композиционных решений, естественность поз и жестов, красота идеального лица Мадонны подчеркивают возвышенную поэтичность этих картин. В композициях, развивающих тему Мадонны с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем, Рафаэль ориентируется на пирамидальную схему, используемую Леонардо.

Санцио легко влился во флорентийскую жизнь благодаря хорошим манерам, врожденной обходительности и деликатности, в дальнейшем сделавшим его отличным придворным. Будучи чужеземцем и потенциальным конкурентом флорентийских художников, он подружился со многими из них настолько, что был приглашен участвовать в «зимних вечерах» в мастерской архитектора Баччо д'Аньоло, где встречался цвет художественной элиты города. Рафаэль обзавелся друзьями и среди литераторов, музыкантов, деловых людей, влиятельных представителей крупной буржуазии, для которых написаны им столь же обворожительные, сколь и знаменитые картины, - те самые «милые Мадонны», что пленяли английских путешественников, и в частности поэта Роберта Браунинга.

Мадонна на лугу, или Мадонна в зелени. Рафаэль Прекрасная садовница. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем. Рафаэль
Слева: Мадонна на лугу, или Мадонна в зелени. Рафаэль. 1506. Вена, Художественно-исторический музей
Справа: Прекрасная садовница. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем. Рафаэль. 1507. Париж. Лувр