Картина Рафаэля «Святая Екатерина Александрийская» (1508)

Второй флорентийский период Рафаэля (1507-1508)

Святая Екатерина Александрийская. Рафаэль. 1508 г. Лондон, Национальная галерея. Рафаэль впервые попал в Рим, скорее всего, в 1502-1503 годах, когда работал в Сиене вместе с Пинтуриккьо, еще раз - в 1506-м, когда был найден «Лаокоон», - событие это праздновалось как возрождение скульптуры из небытия. Тогда Донато Браманте, придворный архитектор папы, пригласил Рафаэля войти в число судей конкурса на лучший восковой слепок с античного оригинала. Победителем был объявлен Якопо Сансовино. Эта скульптурная группа оставила неизгладимый след в восприимчивой душе Санцио, из воспоминаний о ней родились левая мужская фигура в «Снятии с креста», а также «Святая Екатерина Александрийская».

В картине Рафаэля «Святая Екатерина Александрийская» (1508, Национальная галерея, Лондон) изгиб женского тела заимствован у «Леды» Леонардо. Но сила, питавшая художника изнутри и позволившая выразить боль принятия мученического венца, была почерпнута из «Лаокоона», эллинистической скульптурной группы, увиденной Рафаэлем в Риме в 1506-1507 годах.

Святая Екатерина Александийская (до крещения Досифея) родилась в Александрии в 294 году и была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим ее под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой.

Она приняла мученическую смерть в период правления императора Максимиана в начале IV века. При допросе Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в язычестве. Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу.

Приглашенные императором мудрецы со всей империи пытались переубедить ее, но святая Екатерина сама обратила их в христианство вместе с несколькими членами императорской семьи и представителями римской аристократии. Под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам, но святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. С молитвой Екатерина сама положила голову на плаху под меч палача. После казни святой Екатерины тело ее исчезло.

Святую Екатерину Александрийскую изображали многие художники Возроджения, Караваджо, Лукас Кранах Старший. Чаще всего на картинах присутствовало колесо, как символ ее мученичества.