Второй флорентийский период (1507-1508)

Святое Семейство под пальмой. 1506 г. Рафаэль. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Фра Бартоломео стал ведущим флорентийским художником после отъезда из города в 1506 году Микеланджело в Рим, и Леонардо да Винчи в Милан. Вазари замечает, что во время пребывания во Флоренции Рафаэль испытал влияние Фра Бартоломео, и в первую очередь это относится к "изящному использованию цвета". Под влиянием Бартоломео прежний легкий и изящный стиль Рафаэля изменился и стал более величественным и мощным.

Именно во Флоренции в творчестве молодого урбинца впервые начинают вторгаться ноты драматизма. Обычно отмечают "Положение во гроб" - первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микеланжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны.

Флорентийский период – решающий этап в становлении искусства Рафаэля. В ярком свете стремительного взлета тихая поэзия лучших творений перуджинской поры вырисовывается всего лишь как чарующий намек, на проклеивание первых ростков будущего гения. Великий Рафаэль родился во Флоренции. Это смогло произойти только в ренессансной Италии и только под могучем воздействием Леонардо и Микеланжело – величайших творцов и мыслителей Высокого Возрождения. Но также - только потому, что при всем огромном значении этих воздействий Рафаэль как истинный сын Возрождения, в сущности, создал себя сам.

В последних флорентийских работах Рафаэля сказывается интерес к сложным формулам драматически напряженного движения, разработанным Микеланджело.

Флорентийские Мадонны

"Мадонна со щегленком", или "Мадонна дель Карделлино" (1507, Флоренция, Уффици), предназначалась Лоренцо Нази,

"Прекрасная садовница", или "Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем" (1507-1508, Париж, Лувр),

"Мадона Бальдаччино", или "Мадонна под балдахином", (1507-1508, Палаццо Питти, Флоренция)

"Большая Мадонна Каупера" (1508, Национальная галерея, Вашингтон)

"Мадонна Темпи" (1507-1508, Старая пинакотека, Мюнхен),

"Мадонна Эстерхази", или "Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем"(1508, Музей изобразительных искусств, Будапешт),

"Бриджуотерская Мадонна" (1507, Национальная галерея, Эдинбург),

"Святое Семейство"

"Святое Семейство с агнцем" (1507, галерея Прадо, Мадрид), - почти доскональное воплощение этюдов Леонардо,

"Святое Семейство Каниджани" или "Святое семейство со Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем" (1507-1508, Старая пинакотека, Мюнхен), выполненное для Доменико Каниджани, зятя Лоренцо Нази,

Ранние портреты

Женский портрет "Немая" (1507-1508, Национальная галерея Марке, Урбино),

"Святая Екатерина Александрийская" (1508, Национальная галерея, Лондон).