Рафаэль Санти (1483-1520)  / www.RafaelSanti.ru

... главная страница
... карта сайта
...контакты



Раннее творчество Рафаэля
(до 1504)

Первый флорентийский период
(1505-1506)

Умбрийский период
(1505-1508)

Второй флорентийский период
(1507-1508)

Римский период
(1508-1520)

"Мадонна со щегленком", или "Мадонна дель Карделлино" (1507)

Мадонна со щегленком, или Мадонна дель Карделлино. Рафаэль. 1507 г. Флоренция. Галерея Уффици Среди флорентийских работ Рафаэля "Мадонна со щегленком" (1507, Флоренция, Уффици) — одна из любимых картин Вазари: "А еще Рафаэль был в теснейшей дружбе с Лоренцо Нази; и когда сей последний женился, тою же порой написал ему картину, где маленький Иоанн Креститель радостно вручает птичку расположившемуся у ног Пресвятой Девы мальчику к великому удовольствию обоих".

Заказчик, Лоренцо Нази, принадлежавший к богатой купеческой семье, жил на улице де Барди напротив дворца Каниджани. На дочери Маттео Каниджани Сандре как раз и женился Нази в 1505 или самое позднее 23 февраля 1506 года. Примерно в это время Рафаэль написал "Мадонну со щегленком", мысленно ведя диалог с двумя непревзойденными мастерами: Леонардо и Микеланджело.

Явным источником вдохновения для "Мадонны со щегленком" был Микеланджело: мотив Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Богоматери, заимствован у "Мадонны Брюгге", изваянной Микеланджело между 1504 и 1506 годами и хранящейся в церкви Нотр-Дам города Брюгге.

Вазари пишет: "Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с ее благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом - и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джордже обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро.
Однако Баттиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше".

Недавнее исследование под рентгеновскими лучами (1972, 1983) в самом деле выявило наличие семнадцати разрозненных фрагментов, соединенных длинными поперечными гвоздями и дополненных тремя небольшими и одной большой вставкой внизу слева с почти полностью обновленной живописью. В таком состоянии картина находится уже несколько веков, и реставраторы до сих пор не решаются к ней подступиться.

предыдущая / главная /  следующая страница





 

Учеба у Перуджино. Раннее творчество Рафаэля

Алтарный образ "Коронование Блаженного Николая Толентинского"

Алтарный образ "Мондское Распятие"

"Алтарь Одди"

"Алтарь семейства Колонна"

... все статьи раздела

Первый флорентийский период
Флоренция - место взлета таланта Рафаэля

Флорентийские Мадонны

Святое Семейство

... все статьи раздела

Произведения, созданные в городах Умбрии

Второй флорентийский период

Ранние портреты

"Святая Екатерина Александрийская"

... все статьи раздела

Римский период творчества Рафаэля

Станцы Ватикана

Гобелены по эскизам Рафаэля

Фрески виллы Фарнезина

"Мадонны чистый образец..."

Портреты зрелой поры Рафаэля

Вместе с Браманте

Ученики и помощники в великих замыслах Рафаэля Санти

Крайний рубеж творчества

"Преображение"

... все статьи раздела

 
     
 

© Все права сохранены. RafaelSanti.ru