Первые учителя

Архангел Михаил. Рафаэль Первым учителем юного Рафаэля стал его отец, Джованни Санти, служивший придворным художником при дворе герцога Урбинского. Художественный талант у Рафаэля уже явственно обнаружился в раннем возрасте, и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что еще мальчиком Рафаэль "помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино". К сожалению, неизвестно, как Рафаэль помогал в работе своему отцу, ни о том, как и где он учился основам мастерства. Документов, относящихся к времени детства и отрочества Рафаэля, не сохранилось.

Вазари описывает, что Джованни Санти отвез сына в Перуджу, невзирая на "слезы отчаяния, катившиеся из глаз матери Рафаэля", в мастерскую Перуджино. Если это так, то Рафаэлю было тогда не более восьми лет, потому что он лишился матери именно в этом возрасте. Действительно, обучение художников иногда начинается с детства, однако у нас нет других сведений, а сведения Вазари, как известно, порой не находили подтверждений.

Некоторые источники свидетельствуют, что после смерти отца опекун мальчика устроил его обучаться живописи в мастерской придворного живописца урбинских герцогов Тимотео Вити, ученика Франчья, который поселился в Урбино в 1495 г. Период почти пятилетнего пребывания Рафаэля в мастерской Тимотео Вити позволил молодому художнику более сознательно воспринять художественные традиции умбрийсской школы.

Юный Рафаэль усвоил не только стиль своего первого учителя, но даже такую его особенность, как широкие руки и ноги, и томный поворот головы,— с такою полнотой, что Морелли, родоначальник современного критического метода, благодаря этим внутренним указаниям, имел возможность, после трех веков заблуждений, опровергнуть утверждение Вазари, будто Рафаэль перешел из мастерской отца прямо в мастерскую Перуджино. Влияние Тимотео явно обнаруживается даже в произведениях, написанных Рафаэлем в то время, когда он подпал под обаяние более сильной личности Перуджино. Но это влияние совершенно явственно в трех самых ранних картинах, принадлежащих кисти Рафаэля: "Сон рыцаря","Три грации" и "Архангел Михаил".

Наибольшее влияние на творчество Рафаэля оказало искусство Пьеро дела Франческа с его стремлением к совершенному воплощению идеальных представлений о гармонии мироздания, с его поисками изначальных, как бы первичных элементов ясной и упорядоченной уподоблённой простейшим сферическим телам формы. Большое значение имели опыты Пьеро дело Франческа в области цвета, его взаимодействие с освещением к окружающим предметы воздухом.

Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения. В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. Во всем его творчестве царит жизнеутверждающее начало.